30 000 километров асфальта: чем манит водителей самая длинная дорога мира
Путешествие по Панамериканскому шоссе не каждый одолеет. Несмотря на это, множество людей дерзают совершить его. В чем его особенность, как появилась необычная дорога и где находится самый трудный участок?
В Старом Свете каждая страна строила дороги самостоятельно, по мере того, как в той или иной стране развивался автомобильный транспорт. Напротив, при строительстве Панамериканского шоссе страны действовали по принципу «девочки, а теперь все вместе».
Главными затейниками в этой истории, конечно, были США, к 1920-м превратившиеся в автомобильную страну. Именно американцы первыми предложили эту идею в начале 1920-х и начали уговаривать соседей совместно строить дорогу.
Хотя остальные государства тоже чуяли, что шоссе пахнет деньгами, ушло около 15 лет на то, чтобы утрясти все разногласия. Лишь в 1937 году 14 государств, от Канады до Аргентины, подписали Конвенцию о Панамериканском шоссе, обязавшись быстро построить каждая свой участок дороги.
На практике, лишь ближе к 1970-м строительство дороги было завершено за исключением одного участка, ставшего для инженеров крепким орешком. О нем чуть позже.
Длина Панамериканского шоссе превышает 30 000 км. Для сравнения, путь через всю Евразию от Парижа до Владивостока составил бы около 12 000 км.
Дорога через все климатические зоны
Уникальность Панамериканского шоссе в том, что оно проходит вдоль меридианов, а не параллелей, как интернациональные дороги Евразии. Поэтому в путешествие туристам надо брать с собой одежду на все сезоны, от арктической зимы до легких шорт и крема для загара.
Посудите сами. Путешествие начинается в поселке Прадхо-Бей на Аляске, где уже в октябре лежат сугробы. А заканчивается в порту Ушуая на юге Аргентины – там снег лежит с июня по октябрь. В промежутке путешественники почти наверняка попадут в сезон тропических ливней у экватора. Некоторые участки дороги становятся непроходимыми в это время.
Почему, несмотря на трудности, так много людей хотят проехать по этой дороге из конца в конец? Вот ответ Дэна Грека, писателя, описавшего собственное путешествие: «В Гватемале я жарил зефир на лаве действующего вулкана, взбирался на ледник на высоте 7 км в Эквадоре, в Боливии пересек соляные равнины Уюни, а в Патагонии пять месяцев жил в палатке в горах, ни разу не спав в настоящей постели».
Главный совет туристам
Подъезжая со стороны Штатов к границе с Мексикой, проведите полное техобслуживание и поставьте новый комплект шин, советует Грек. Кто знает, когда вы в следующий раз найдете приличную резину и качественное моторное масло.
Непреодолимый пробел
Хотя Панамериканское шоссе считается единой трассой, на практике примерно посередине на ней есть разрыв шириной 87 км, ставший по-своему легендарным и названный Дарьенским пробелом. Здесь перешеек между двумя континентами превращается в почти непроходимую комбинацию сельвы, гор и обширных болот. Пробел находится на границе между Панамой и Колумбией, и две страны так и не нашли в себе смелости попытаться построить здесь дорогу.
В 1971 году богатые Штаты потеряли терпение и предложили спонсировать строительство. Однако к этому моменту у дороги через Дарьен появились сильные противники, экологи и местные племена – движение за права коренных жителей Америки в те годы быстро набирало силу.
Да и сама Панама к тому времени не горела желанием строить дорогу – ее власти опасались, что после появления дороги сдерживать наркотрафик из Колумбии станет гораздо труднее.
В конце концов, на эту идею махнули рукой. Сейчас туристам приходится сесть на морской паром в Панаме и по воде доехать до Колумбии, чтобы продолжить путешествие.
Может быть, оно и к лучшему. Сейчас Дарьенский пробел остается одним из крупнейших нетронутых уголков природы, прекрасных в своей первозданности, хотя на туристических сайтах его называют не иначе как «адом для путешественников».
Кто знает, какое продолжение получит история этого участка. Возможно, вокруг него построят мост через море – проекты такого размаха человечеству уже по силам. А может быть, путешественников вместе с их автомобилями и велосипедами будут подхватывать грузовые дроны и переправлять через перешеек, причем в пути они смогут любоваться красотами влажных тропических лесов с воздуха. Может быть, решение будет другим. А вы как считаете?