Бетонный корабль у берегов Кольского залива

0 27

Если отправиться в поселок Горячие Ручьи на побережье Кольского залива, то там особого труда можно будет отыскать старую военно-морскую базу Северного флота. Сегодня этот военный объект окончательно отвоеван Матерью-природой. База заброшена и в значительной степени разрушена. Живут на ней разве что черные бакланы. Однако, главной достопримечательностью этого места являются отнюдь не пернатые, а сохранившийся у причала бетонный корабль.

Кто и зачем его построил, и как это «чудо» вообще держится на воде?

Бетонный корабль у берегов Кольского залива

Когда люди впервые слышат о железобетонных кораблях, то они, как правило, удивляются. Почему-то не каждый способен поверить в существование плавающих камней, как-то забывая о том, что подавляющее большинство современных судов – есть суть плавающая рельса! На самом деле корабли из железобетона не только реальны, но и достаточно широко применялись в XX столетии. Строят такие и сегодня, правда, заметно реже. В 9 из 10 случаев бетонные корабли применяются в качестве судна поддержки. Первое такое появилось еще в XIX столетии.

Бетонный корабль у берегов Кольского залива

Поскольку никто не мог даже предположить, что лодку можно построить не только из дерева или стали, но также из бетона. При этом она не будет тонуть и сможет плавать. На самом деле, в этом нет ничего удивительного, поскольку конструкция железобетонной лодки совершенно ничем не противоречит законам физики. Используя идею проекта Ламбо вскоре многие изобретатели начали конструировать свои модели лодок, но позже о проекте попросту забыли.

Известно, что идея создания первого судна из железобетона принадлежит французскому изобретателю Жан-Луи Ламбо, который в далеком 1849 году сконструировал вёсельную лодку. Каркас которой состоял из арматурной сетки, с нанесенным поверх цементным раствором. Используя данную технологию изобретателю удалось получить прочный и трещиноустойчивый корпус плавсредства. Свое уникальное изобретение Ламбо представил на международной морской выставке в 1885 году. Лодка сконструированная по новой технологии сразу заинтересовала большое количество изобретателей из разных стран мира в итоге она стала настоящей сенсацией тех времен.

Расцвет бетонного судостроения пришелся на времена Первой мировой войны. Неожиданную популярность экзотическая технология обрела из-за банального дефицита стали, который образовался из-за резко возросших потребностей военно-промышленного комплекса ведущих мировых держав. Строили бетонные корабли буквально по всему миру от Китая до Италии и от Швеции до США. Чаще всего по такой технологии строились буксиры, баржи и паромы. В Советском Союзе бетонное судостроение также пользовалось большой популярностью как до Второй мировой войны, так и некоторое время после. Причины востребованности были, по сути, те же – желание сэкономить металл для других проектов.

Бетонный корабль у берегов Кольского залива

Главное достоинство бетонных судов заключается в их дешевизне. Именно по этой причине к подобной технологии чаще всего прибегают во времена войн и экономических кризисов. Однако, есть и минусы. Мореходные качества и зачастую расход горючего у таких кораблей оставляют желать лучшего. Поэтому уже после Второй мировой войны большинство бетонных судов в СССР стояло на причале и использовалось для различных служебных и хозяйственных нужд в качестве баржи. На флоте ненужные бетонные суда часто использовали в качестве мишеней для тренировок. Потопить такое было непросто. Правда, первая же серьезная пробоина отправляла бетонный корабль камнем на дно во всех смыслах.

Бетонный корабль у берегов Кольского залива

Что же касается загадочного бетонного судна, пришвартованного на базе рядом с Горячими Ручьями, то это так называемое СХ-3 (иногда обозначают ПСКЛ-3). Судно, к слову, не самоходное. Собственного моторного отделения с двигателем у него никогда не было. Использовались СХ-3 преимущественно в качестве вспомогательных судов для баз снабжения советских флотов. В Горячих Ручьях на таком долгие годы находилась продуктовая база с сотнями холодильных камер. Построено судно было в начале 1960-х на Городецком СЗ. В конце 1970-х годов проду

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.