Кто такие седые странники Австралии
В Австралии средняя продолжительность жизни составляет 85 лет. Для сравнения: у нас только недавно она перешагнула отметку в 70 лет, до этого была в районе 65. Пенсия наступает в 55-65 лет. Остается еще примерно 20-30 лет на то, чтобы что-то делать.
Представьте: вы австралиец 55 лет, пенсии хватает на жизнь без излишеств, дети уже разъехались. Вы живете в своем доме где-то за городом и думаете, чем бы заняться. Ну, а дальше начинается странное. Настолько, что это смогло изменить образ жизни очень многих мелких поселений.
«Седой странник» пополняет запасы воды из артезианского источника в пустыне NT, насос питается ветряком.
Итак, дом сдается в аренду, и австралийские бабушки с дедушками покупают себе дом на колесах. Это или прицеп к внедорожнику с контейнером-домом, или фургон типа «сухопутная яхта», или даже переделанный автобус. И едут в «кругосветку» по Австралии — это легко, потому что весь континент — это одна страна (раза в два меньше России) и есть кольцевая дорога вокруг. На годик-полтора, как поначалу думают эти прекрасные люди. И застревают на 10-15 лет.
Минутка социологии
В 80-х годах никаких «седых странников» и в помине не было. В двухтысячных они только начали появляться, а в 2016 году в Австралии их насчитывается от миллиона до полутора миллионов человек. Примерная оценка основывается на том, что зарегистрировано 586 тысяч домов на колесах и прицепов типа «передвижной дом». Текущий уровень прироста — 22 тысячи в год. Плюс есть те, кто просто ставит палатку около внедорожника или на специальной площадке на крыше автомобиля (поскольку дело происходит в Австралии, последнее нужно для защиты от змей и насекомых).
На дорогах Австралии можно встретить множество фургонов с пожилыми парами: зимой — на севере Австралии, а летом — на юге.
Откуда они взялись? Была замечательная статья в 2013 году (ее можно найти на сцихабе по DOI 10.1196/annals.1396.030) с хорошим разбором предпосылок и пруфами в числах. Исследователь говорит следующее:
- Большая часть населения не болеет последние 20 лет. Обычно здоровье резко ухудшается за несколько месяцев до смерти, но длинных печальных периодов статистически мало.
- Новое строение семьи — по парам родителей, а не всей кучей, как в викторианские времена. Это позволило освободить людей после 60 лет от кучи бытовых вещей.
- Концепция общества «работа на всю жизнь» поменялась на «учись всю жизнь»: люди стали гораздо более открытыми к переменам и жаждут новых впечатлений. Что делать? Путешествовать! Отмечу, что примерно такая же ситуация наблюдается в Канаде и США, в Европе на побережье Испании, и на море — в Англии, Норвегии и т. п.
- Уровень пенсии уже не делает людей зависимыми от детей.
- На дорогах уже есть вся инфраструктура для путешественников.
Теперь давайте посмотрим на инфраструктуру. Что нужно тем, кто хочет относительно безопасно двигаться по Австралии? Во-первых — хорошие дороги. Напомню, у них все просто: если ДТП случается там, где нет разметки или есть повреждение дороги, — это вина дорожников почти независимо от обстоятельств. Во-вторых — заправки. Они есть везде, и это часто градообразующие предприятия. Почему — чуть позже. В-третьих, безопасное место, вода, туалеты и электричество — да, обычно у людей все с собой, но все равно приятно становиться там, где все оборудовано для стоянки. Такие парковки есть примерно каждые 50 километров. Даже за пределами brown lands (это необжитые окраины), от Nowhere Lands к Красному центру (где почти нет инфраструктуры) встречаются автономные убежища — солнечная панель, туалет погружного типа, бак для сбора дождевой воды с предупреждением, что надо ее кипятить, спутниковый телефон для вызова рейнджера или летающего доктора (да, вас могут спасти из любой точки Австралии).
Скорее всего, выехали в радиалку.
Обычный вид.
Редкий, на таком не везде пролезешь.
Некоторые с собой берут вот такую «шлюпку»: можно оставить дом на приколе и двигаться по совсем диким местам на внедорожнике.
«Старкрафты» считаются люксом, сделанным австралийцами для австралийцев. Пару дней я провел в таком без двигателя (в такие селят иногда на караван-парках как в номер), все почти как на экспедиционной яхте.
В местах, которые интересны странникам, обычно есть больше всяких ништяков: например, они очень любят внешнюю электрическую сеть. Да, у них не очень много денег. Они экономят, и поэтому не останавливаются в гостиницах. Не все богаты, но суммарно они обеспечивают 40% загрузки всех «караванных парковок» Австралии (куда ездит в том числе молодежь на праздники и выходные). Путешественники на машинах тратят только на оплату парковок 8,6 миллиарда долларов за год: 10% приходится на иностранцев, 50% — на «быстрых путешественников» и дальнобойщиков, 40% — на наших героев. А еще 40% богатства в Австралии сосредоточено именно в руках категории «старше 55». На самом деле это их дома, которые сдаются в аренду на время путешествий.
Типичная заправка в Nowhere Lands. Эта в цивилизованном месте на Стюарте, тут много дальнобойщиков останавливается на ночь.
А это «караван-парк» в Матаранке у геотермальных источников. Вверху фото видно реку (точнее, деревья около нее), дальше в лесу может быть до 400-500 странников.
Пример экстренного вызывника.
Другой поближе.
Вообще, им мало что нужно: иногда — прочная одежда, иногда — какой-то девайс типа солнечной батареи. Тратят они мало. Но они все пользуются заправками, все покупают еду в магазине у заправки и все стараются приходить на местные фестивали и прочие события. Потому что им интересно. Их реально много, и, когда они собираются где-то, это большой плюс для экономики города.
Местный праздник в Дарвине.
Турнир по дартсу где-то около Какаду.
Это порождает вторичную волну — люди начинают стараться сделать каждое место в Австралии интересным. Это целая индустрия, почти как в Южной Африке. Но там есть культура «приключений для туристов» — начиная от того, что вам в тире дают футболку «Я был в Южной Африке и стрелял из АК-47 по неграм» (верх неполиткорректности, но мишени там действительно черные) и заканчивая специальным маршрутом по пещерам, в середине которого вы будете спасать манекен, провалившийся в трещину, а в конце выйдете из шкуродера весь в глине. В Австралии же все направлено на местных жителей, и во многом — на странников. Здесь проводится много фестивалей. Заправки становятся градообразующими предприятиями: если там есть что-то помимо магазина продуктов, сотовой вышки и бензина, то странники не поленятся потратить пару дней, чтобы заехать и посмотреть. Поэтому каждый город находит, чем гордиться. Пока мы шли по шоссе Стюарта, попалось вот что:
- Город с почтой и 18 кафе с кухней разных стран мира.
- Заправка с зоопарком.
- Заправка с лучшим мясным рестораном на 500 километров вокруг.
- Заправка, где предлагают совершить вертолетный или речной тур по крокодиловой реке.
- Заправка и большой караван-парк на месте, куда в каком-то году, по поверьям, прилетали пришельцы.
- Целебные источники без крокодилов (без морских, пресноводные есть).
- Заправка с магазином бумерангов, которые делают аборигены.
- Место, где делают «чертовски хороший портвейн».
- Магазин с коллекцией смешных табличек со всей страны (типа местного «Баша»).
- Заправка с книгами, где путешественники оставляют записи на своем языке. Я оставил: «Бегите, глупцы!»
- Город с единственным светофором в центре Австралии, близ которого стоит дерево Стюарта.
«Термитник Стюарта». Просто большой примечательный термитник, дальше еще сотни таких же, но чуть меньше. Вообще, именно в NT все хорошее называется в честь Стюарта — строителя телеграфной линии до Дарвина, разведавшего путь через середину континента.
Место с пришельцами.
Вырезки из газет.
Обычное приглашение.
Здесь владелец коллекционирует номерные знаки.
Упомянутый светофор.
Тут собирается коллекция лифчиков.
Обычный въезд.
Да, уточню. Странники не любят туристические места, они стараются забраться подальше и найти что-то редкое и необычное. Они очень хорошо скоординированы в плане обмена информацией, и байки играют у них такую же роль, как десятилетиями раньше, до развития большого интернета. Чем больше ценного ты говоришь — тем выше твой рейтинг в сообществе.
У них есть огромный дружелюбный сайт thegreynomads.com.au. Там есть все для того, чтобы стать седым странником: инструкции, этикет, новости (вот, например, они узнали, что почта AU регистрируется как авиакомпания — и ждут дронов в машины), текущее состояние дорог, описания кемпингов, продажа экипировки, расписание всяких событий в стране и места, где нужна работа странников. И огромный форум. Там есть большой раздел про хобби, про уход за собаками, описание путешествия, астрономия — все что угодно на любой вкус.
Теперь самое смешное. Работа. Дело в том, что дедушки и бабушки после выхода на пенсию навыки не растрачивают. Инженер-механик уровня «Формулы-1» может, конечно, довольно долго отмокать в геотермальном источнике, но потом ему станет скучно. Бабушка, которая была парикмахером в моднейшем салоне Сиднея, захочет кому-нибудь сделать крутую прическу. Кто ничего не умеет — может участвовать в сборе урожая, присматривать за домами и фермами и так далее. Но нас сейчас интересуют именно люди с огромным жизненным опытом. Например, дедушка с бабушкой проехали всю Австралию, заехали в самые дебри окраины и зашли купить продуктов в магазин около заправки. Их там тепло приняли, они разговорились с местными, и вот уже дедушка стоит в сарае автомеханика и смотрит на трактор, который сломался 10 лет назад. И у него руки чешутся его починить. А бабушка хочет сделать прическу другой бабушке, и у нее тоже чешутся руки. Автомеханик предлагает стажерскую ставку — больше у него бюджета нет. Дедушка делает это не для заработка, поэтому соглашается. Через полгода в радиусе 100 километров не остается плохо работающей техники, а местные жители ходят хвастаться прическами на все фестивали. Наработавшись всласть, дедушка принимает заслуженные аплодисменты и уезжает с бабушкой в закат — еще полгода путешествий, и они снова где-нибудь осядут.
Дедушка в супермаркете в Пейн-Крик.
Вот примерно так они повлияли на Австралию. Больше интересных мест, лучше дороги, эпизодическая профессиональная работа, развитие полевой медицины. И примерно такого же движения можно ждать у нас: стоит только чуть поднять средний возраст.