Машина преткновения: как человечество пришло к идее создания автомобиля
Изобретателями автомобиля принято считать Карла Бенца и Готтлиба Даймлера, но у них были предшественники и конкуренты
29 января 1886 года немецкий инженер Карл Бенц получил патент на изобретение первого в мире бензинового автомобиля. Кажется, что именно с этой даты и должна начаться история автомобилестроения. Однако вопрос о том, кого же в действительности можно считать изобретателем автомобиля, спорный. Мы попытались выяснить, кто еще претендует на лавры создателя автомобиля.
Карл Бенц вместе со своим коммерческим директором Йозефом Брехтом (слева) на усовершенствованной запатентованной модели автомобиля. 1887 год
Четыре сотни претендентов
На самом деле, на это почетное звание претендует до четырехсот человек, в том числе Леонардо да Винчи (1452–1519), Иван Кулибин (1735–1818), а также менее известные Николя Кюньо (1725–1804), Джордж Селден (1846–1922) и Эдуар Деламар-Дебутвиль (1856–1901).
Все они не только задумывались о создании самоходного агрегата, но и сумели реализовать свою идею — как минимум, в чертежах. И все же, когда говорят о пионере автомобилестроения, то первым делом вспоминают немца Карла Бенца и его экипаж с газовым мотором. Патент Бенца имел номер DRP 37435. Пятизначный номер можно считать символичным — чтобы в конце XIX века автомобиль немецкого инженера выехал на дорогу, потребовались сотни, а то и тысячи лет проб и ошибок.
Эолипил Герона Александрийского
«Леомобиль» строили из тех же материалов, которые мог использовать сам изобретатель: дерево, железо, бронза и никакого пластика. Для создания самодвижущейся повозки были выбраны несколько разных сортов древесины. Использование дерева позволило заметно снизить вес конструкции — при размерах 1,68 на 1,49 м масса модели составляет всего 12,7 кг. Железные детали были выкованы кузнецами вручную по специальному заказу
Изображение построенного Кюньо парового экипажа. Его стилизованная версия стала эмблемой французского общества автомобильных инженеров
Машина Зигфрида Маркуса. 1875 год
Карл и Берта Бенц, 1894 год
Селден, подкованный в юридических вопросах, быстро сообразил: чтобы заработать на изобретении, достаточно лишь описать принцип его действия, и запатентовать раньше остальных
Селден собрал автомобиль так, как это было указано в патенте, лишь во время тяжбы с Генри Фордом. Вот тогда-то и удалось доказать, что построенная по такой схеме машина — не автомобиль, а повозка с моторизованным передком: ее двигатель, вмонтированный на передней оси, поворачивался вместе с ней и вращал передние колеса
Карл Бенц
Готтлиб Даймлер