Музей Истории ГАЗ в Нижнем Новгороде
Обновленный Музей Истории ГАЗ рассказывает как возник «Советский Детройт» и развивалось отечественное автомобилестроение. В его экспозиции ретро автомобили, легендарные грузовики и современная техника. Только в Музее Истории ГАЗ можно увидеть экспериментальные модели, выпущенные в единственном экземпляре и посидеть в новой ГАЗели NN. Личные впечатления и фотографии музея ГАЗ в Нижнем Новгороде.
Музей Истории ГАЗ находится в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, станция метро Комсомольская. Перед музеем есть большая бесплатная парковка.
Адрес:
Нижний Новгород, пр. Ленина 95 (здание Корпоративного университета «Группы ГАЗ»)
Контактный телефон +7 (831) 299-06-99
Время работы:
ПН-ВС 9:00-19:00
выходной — последняя пятница месяца
Билеты:
взрослый — 500 руб
пенсионеры, студенты — 200 руб
дети от 6 до 18 лет — 150 руб
скидка 50% в день рождения
Билеты продаются на сайте и в кассе музея. По выходным проводятся сборные экскурсии — 700 руб/взрослый.
Мы посетили Музей Истории ГАЗ в свой третий приезд в Нижний Новгород, прочитав положительные отзывы, и не пожалели — было интересно.
Илья — 29 января 2025
Потрясающий музей! Очень порадовал масштаб экспозиции, ровно столько, чтобы не устать, но и узнать все самое интересное. Отдельно хочется отметить уровень мультимедиа подготовки. Очень классные экраны с видео, с которыми можно взаимодействовать забавными способами (телега и топор, например). Интересные концепты и просто редкие модели, а еще самая первая Газель.
Абсолютный восторг, очень советую всем любителям автомобильной культуры и истории.
Первая экспозиция Музея истории Горьковского автомобильного завода была создана в 1965 году, тогда она занимала два этажа. После масштабной реконструкции 2022 года площадь музея увеличилась почти в 2 раза, теперь это современный интерактивный музейный центр. В 2024 году Музей Истории ГАЗ стал обладателем приза «Открытие года» Национальной премии «Корпоративный музей».
На первом и втором этажах музея размещена основная экспозиция. Третий этаж — детская активно-познавательная площадка — работает по индивидуальному графику для организованных групп. Перед входом гардероб, туалет, автоматы, сувенирный магазин.
Самостоятельный осмотр Музея Истории ГАЗ занял у нас 1,5 часа. Мы пришли в музей в воскресенье в 14:30, в это время сборная экскурсия не проводилась и посетителей было немного.
Начало осмотра на втором этаже. Здесь вас знакомят с историей возникновения Горьковского автомобильного завода. Решение о его строительстве было принято 4 марта 1929 года в сотрудничестве с американской фирмой Ford Motor Company.
В рекордно короткие сроки — 18 месяцев с начала строительства — было возведено 52 здания цехов, проложены подъездные пути, смонтированы станки. 1 января 1932 года автомобильный завод в Нижнем Новгороде вступил в строй.
29 января 1932 года был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА. Всего за время его выпуска до 1949 года было произведено 829 808 автомобилей. При помощи VR-шлема можно увидеть, как легендарная «полуторка» собиралась на конвейере.
С 1932 по 1938 годы Горьковский автомобильный завод имени Молотова производил 68,3% всех выпускаемых в стране машин. Его называли «Советский Детройт».
В Музее Истории ГАЗ представлены подлинные образцы — более 40 моделей от самых первых до современных. Рядом с каждой выставочной машиной и двигателем есть табличка с описанием и техническими характеристиками на русском и английском языках. Все экспонаты можно фотографировать не заходя за стеклянные ограждения.
Первый массовый легковой автомобиль М-1 «Эмка» (1936-1942) послужил базой для 21 модификаций и новых моделей ГАЗ. Буква «М» в индексе означает «Молотовец». С 1932 по 1957 годы Горьковский автомобильный завод носил имя председателя Совнаркома В.М. Молотова.
Во время Великой Отечественной Войны завод перешел на выпуск оборонной продукции. Этому периоду посвящена отдельная экспозиция. На ГАЗе выпускались авиационные двигатели, реактивные снаряды, легкие танки Т-60, бронеавтомобили БА-64, аэросани ГАЗ-98. Автозавод и район не раз подвергались налетам вражеской авиации.
В послевоенное время на Горьковском автозаводе были созданы легковые автомобили «Победа», «Волга», «Чайка». Эти ретро машины — самые фотографируемые экспонаты музея.
ГАЗ-12 ЗИМ предназначался для второго эшелона руководства страны.
Автомобиль первой серии семейства «Волга» ГАЗ-21 (1957-58) «парит» между этажами.
ГАЗ-13 «Чайка» — автомобиль представительского класса. Его длина — 5,6 метров, вес — более 2 тонн.
Парадный фаэтон ГАЗ-14 05 выпускался в 1981–1988 годах по заказу Министерства обороны СССР. Всего было выпущено 15 машин.
ГАЗ-31029 — последняя «Волга», выпущенная в 1997 году.
Раздел «Герои своего времени» рассказывает о выдающихся сотрудниках завода — руководителях и передовиках производства. К сожалению, многие из них подверглись сталинским репрессиям. В 1938 году был осужден и расстрелян директор завода Сергей Сергеевич Дъяконов, полностью реабилитирован в 1956. В музее воспроизведено его рабочее место.
Целая стена посвящена Автозаводскому району — Соцгороду, построенному для рабочих Горьковского автомобильного завода. Можно не только разглядывать фотографии, но и слушать аудиозаписи, выдвигать ящики с экспонатами. Музей Истории ГАЗ проводит сборные экскурсии по Автозаводскому району. Индивидуальные экскурсии по Соцгороду на Трипстер.
На первом этаже заводского музея представлены грузовики и кузовостроение на ГАЗе.
ГАЗ-53 со всеми своими модификациями — самый массовый грузовик Советского Союза.
ГАЗ-63 — первый советский полноприводный грузовой автомобиль (1948-1968).
Грузовой автомобиль ГАЗ-66 был удостоен множества наград: 6 раз получал Государственный Знак качества, Золотая медаль Всесоюзной торговой палаты (1966), Золотая медаль на международной ярмарке в Лейпциге (1967).
В Музее Истории ГАЗ выставлены опытные образцы 1990 — начала 2000 годов. Экспериментальные модели автомобилей изготовлены в единственном экземпляре и не были запущены в производство.
ГАЗ-3121 «Тигр-2» — опытный гражданский внедорожник класса SUV.
ГАЗ-18 — двухместный автомобиль для инвалидов с ручным управлением, опытный экземпляр.
Проход в зону техники специального назначения был закрыт лентой на уборку, но мы рассмотрели ГАЗ-5903 (БТР-80) и гусеничный вездеход ГАЗ-34031.
Заводская спортивная команда ГАЗ Рейд Спорт участвует в российских и международных ралли на болидах Газель NEXT и Садко NEXT.
Сегодня на Горьковском автозаводе производится коммерческий транспорт. Его образцы стоят в заключительной части экспозиции.
Всеми узнаваемая «Газель» была выпущена в 1994 году и в разных модификациях популярна до сих пор.
ГАЗ-2217 «Соболь» — семиместный микроавтобус (минивен).
Новую ГАЗель NN можно открыть и сесть за руль.
Выходя из музея, загляните в сувенирный магазин. В нем продают «газмерч» — продукцию с фирменным логотипом завода: одежду, рюкзаки, термосы, кружки, шоперы, книги, брелки.