Новая логистика: региональные туристы стали реже летать через Москву
Турагенты рассказали о новом тренде
Туристы из регионов стали чаще летать на отдых, минуя столицу из-за плана «Ковер», который приводит к длительным задержкам рейсов в московских аэропортах. Более того: появляются туристы из Москвы, которые просят отправить их в тур с вылетом из Санкт-Петербурга. Для путешественником из других регионов по той же причине хабами все чаще становятся не российские, а зарубежные города. О новых тенденциях Profi.Travel рассказали турагенты 1 сентября.
Без задержек из-за «Ковра»
До начала массовых задержек и отмен рейсов в московских аэропортах, пик которых пришелся на весну 2025 года, туристы из регионов часто летали на отдых за рубеж из столицы. Прежде всего потому, что из Москвы всегда стояло больше всего чартеров по туристическим направлениям. Зачастую из-за объемов перевозки и цены оказывались ниже даже с учетом дороги до столицы. Однако ситуация изменилась, когда в столичных хабах стали все чаще вводить план «Ковер». Турагенты стали сами советовать туристам не рисковать и лететь из другого города, если такая возможность есть.
Клиенты спокойно соглашаются вылетать не из Москвы, если им предложить аэропорт в пределах 500 км от родного города, рассказала турагент из Тюмени из сообщества Loyalty Алена Касперчик. «По всем направлениям легко удается отправлять из регионов на регулярных рейсах с пересадкой в других странах, — уточнила она. — В моем случае — из Екатеринбурга и Казани. Рейсов много. Например, на Мальдивы из Екатеринбурга с пересадкой в ОАЭ: удобно, комфортно и без переживаний по поводу плана «Ковер». Разницы в стоимости, уточнила эксперт, практически нет.
Турагент из сообщества Loyalty Анастасия Волкова отметила, что из Чебоксар раньше через Москву отправляли чаще, чем из ближайших крупных аэропортов, которые находятся в Казани и Нижнем Новгороде. В первую очередь из-за того, что цены были ниже. «В последнее время я с перелетом из столицы отправляла только в тех случаях, если у нас не было рейсов из Казани, так как сейчас цены выровнялись, — пояснила она. — Через Москву летают в основном на Кубу, Мальдивы, в Тунис, Катар, Оман, Таиланд (Паттайю). Иногда — в Турцию и Египет, если нет подходящих цен на туры или начала программ с вылетом из Казани или Нижнего Новгорода».
Также туристы, по ее словам, стали предпочитать вылеты из регионов с учетом периодических ограничений в московских аэропортах. «В Казани обычно менее длительные задержки рейсов: от одного часа до трех. Рекорд у меня был 12 часов, но это единичный случай», — пояснила Анастасия Волкова.
У кого «Ковров» меньше
При этом в некоторых регионах ситуация с ограничениями в местных аэропортах такова, что менее рискованными оказываются даже более дорогие и неудобные рейсы из столицы. «До закрытия аэропортов чаще всего из Самары в экзотические пляжные страны летали через ОАЭ. В основном на Air Arabia со стыковкой в Шардже (Мальдивы, Шри-Ланка, Таиланд) или Flydubai до Дубая и дальше, например, Emirates, — рассказала Profi.Travel турагент из сообщества Loyalty Мария Алита. — В Европу тоже были различные варианты: через Баку, Ереван, ОАЭ, Стамбул. Сейчас же люди не хотят рисковать и чаще всего выбирают или прямой перелет из Москвы, или также с пересадкой, но одной авиакомпанией. Иногда делаем стыковку побольше на случай, если из Москвы будет задержка».
Она пояснила, что по стоимости из столицы, например, туры на Мальдивы и в Азию выходят дороже, чем с пересадкой из Самары. «Но из Москвы больше рейсов и меньше риски потерять дни, не успев на стыковку из-за закрытия аэропортов, — уточнила Мария Алита. — Как правило, самарский аэропорт закрывают в вечернее и ночное время, но были случаи, когда туристы больше суток не могли никуда вылететь. Например, Air Arabia выполняет рейсы всего три раза в неделю. Если не вылетел в назначенный день, теряешь еще два. Если в этот момент поменять на вылет из Москвы, то это день-два на дорогу». Рейсы в Баку и вовсе выполняются раз в неделю.
«С новогодними турами в последние две недели наблюдается немного другая история: несколько заявок из Самары на Фукуок и в Египет оформила с вылетом из Уральска (Казахстан). Через Москву ценник был намного выше», — рассказала она.
На поезде или с ночевкой
При этом с перелетами через Москву есть свои особенности, обусловленные все теми же рисками: аэропорт могут закрыть атаки беспилотников. «Мы много лет приучали туристов летать именно из столицы. Полетная программа гораздо шире, выбор времени, дат и уровня авиакомпании — тоже, — пояснила руководитель агентского объединения НОТА Светлана Обоянская. — Сейчас, учитывая план «Ковер», мы обговариваем другие варианты. Если есть возможность отправить единым билетом из региона так, чтобы авиакомпания отвечала на всех промежутках, выбираем его. Но сегодня практически нет иностранных компаний, которые находятся в альянсах с российскими перевозчиками».
По ее словам, если турист летит по дорогим дальнемагистральным направлениям, то варианты такие: прямые рейсы Москвы либо с пересадкой через Турцию или арабские страны. «У нас нет коротких стыковок в столице. Туристы прилетают накануне, с ночёвкой (в обе стороны), либо отправляем их в Москву на поезде. Доносим до клиентов информацию, почему это безопаснее. Я сама несколько раз не улетала из Перми в столицу, потому что московские аэропорты были закрыты, — рассказываю им о своем опыте», — пояснила она.
Москвичи и петербуржцы меняются аэропортами
По словам представителей туристической розницы, ограничения в аэропортах Москвы приводят и к тому, что сами жители столицы принимают решение вылетать из другого города. Массовой эту тенденцию назвать нельзя, и все же такие случаи есть. Москвичи готовы, например, потратить больше денег, заплатив за поезд до Петербурга и отель там, но зато сохранить свои нервы. «Начали продавать Абхазию через Санкт-Петербург и некоторые москвичи теперь действительно выбирают такой способ добраться до курортов. Хотя, конечно, им было бы гораздо удобнее и дешевле вылетать из своего города. Мы предложили такой формат: одну ночь в Санкт-Петербурге, чтобы успеть поспать перед рейсом, а утром или днем, если задержка, — вылет», — рассказал Profi.Travel турагент из сообщества Loyalty. Выручает, по его словам, большое количество поездов между городами.
Обратная тенденция тоже существует. Как только количество задержанных рейсов зашкаливает в Пулково, а ситуация с московскими аэропортами оказывается более благоприятной, туристы из Петербурга просят забронировать им тур с вылетом из Москвы, чтобы не рисковать. Такими историями поделилась Мария Алита — ее клиенты из Санкт-Петербурга выбрали вылет из столицы.
Однако это, отмечают на рынке, — лотерея. Ведь ограничения непредсказуемы, в какой-то момент их может быть больше в Москве, в другой — в Санкт-Петербурге. И предсказать это невозможно.
Иногда выход — поменять конечную точку путешествия
«Про план «Ковер» туристы сильно не задумываются. Его сейчас могут ввести везде: и в Казани, и в Саратове, и в Самаре, и в Волгограде, и в Сочи, и в Минводах, и в Петербурге. Проще сказать, где его не вводят. Может быть, за Уралом», — отметил генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. Москва используется только в тех случаях, если оттуда лететь дешевле или логистически удобнее. Но порой проще выбрать то направление, на котором есть прямые рейсы из ближайшего аэропорта.
По словам эксперта, турист из Пятигорска сто раз подумает, нужно ли ему ехать в Москву, чтобы попасть в Тунис или Марокко. Скорее всего, он примет решение лететь в ОАЭ, куда есть прямые рейсы из Кавминвод. «Оттуда летают разные авиакомпании, в том числе и иностранные. Например, с помощью тех же Flydubai можно отправиться и на Мальдивы, и куда угодно. Поэтому люди стремятся улететь из своего региона и пересаживаться за границей, — пояснил Алексан Мкртчян. — Сейчас для туристов из многих регионов России главными хабами стали Стамбул и Дубай, а для путешественников из Дальнего Востока — Бангкок».