Пропавшие экспедиции, Что стало с путешественниками времен Колумба и Миклухо-Маклая
Всем известны имена путешественников времен Великих географических открытий. А что насчет тех, кому не так повезло, кто не вернулся из своих грандиозных по замыслу экспедиций? Считаем своим долгом рассказать о мореплавателях, не справившихся с трудностями пути. Усаживайтесь поудобнее.
Из Северного моря в Тихий океан, 1553 год
Экспедиция под командованием Хью Уиллоби отчалила от берегов Англии 23 июня 1553 года. В ее состав входило три корабля: «Эдвард Бонавентура», «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца». Все они отправились на поиски северо-восточного прохода из Северного моря в Тихий океан (вдоль северных владений Руси).
«Эдуард Бонавентура» в Никольском устье
Хью Уиллоби был прекрасным военным, но весьма посредственным моряком. 3 августа после сильного шторма в море пропал корабль «Эдвард Бонавентура», двум другим судам удалось достичь Новой Земли. Но не дальше — лед их остановил.
Экспедиция повернула назад, чтобы перезимовать у Кольского полуострова. Места вроде были неплохими — рядом река Варзина, много рыбы и дичи, но случилось нечто непредвиденное.
Слева: сэр Хью Уиллоби. Справа: члены экспедиции высаживаются на берег
Что именно произошло, сказать трудно, однако весной рыбаки обнаружили два корабля — один из них был пустым, второй таил 63 трупа. Причем выглядели они как статуи — кто-то открывал шкаф, кто-то ел, кто-то сидел за письменным столом, то же касалось и собак.
Что с ними случилось — загадка. Трудно представить, как стольких людей могла постичь одновременная смерть. По одной из версий, это был угарный газ. Но то лишь догадка.
Кстати, пропавшему «Эдварду Бонавентуре» повезло куда больше. Корабль причалил к материку недалеко от Архангельска, а его капитан Ричард Ченслор отправился в Москву, удостоившись аудиенции Ивана Грозного. Впоследствии он стал основателем английской компании, получившей монопольные права на торговлю с Россией.
Слева: Ченслор у Ивана Грозного. Справа: Ченслор в Холмогорах
Из России в Индию, 1717 год
Князь Александр Бекович-Черкасский по приказу Петра I отправился в Индию, чтобы попутно склонить к верности хивинского и бухарского ханов. Сам князь был потомком кабардинской знати и до крещения носил имя Девлет-Гирей-мурза.
Слева: Александр Бекович-Черкасский. Справа: карта Бековича, составленная для Хивинского похода
Путь начался из Астрахани, команде предстояло пересечь Каспийское море. Экспедиция состояла из 100 кораблей и 6000 человек, ничто не предвещало беды. Но тут нагрянул шторм. Значительная часть кораблей пошла ко дну, в том числе и судно с женой и двумя дочерьми князя.
Однако оставшиеся в живых продолжили свое дело. На подходе к Хиве на экспедицию напали войска хана, их было в 5 раз больше, но это не дало им должного преимущества. Бои продолжались 3 дня, а после хан позвал князя на переговоры. Хану удалось уговорить Бековича разделить войско на пять отрядов и отправить их в разные города для временного проживания. Разумеется, отряды были перебиты.
Оставшиеся в живых солдаты были проданы в рабство, а сам князь обезглавлен. Впрочем, злые языки уверяли, что Бековича не обезглавили — за сдачу войска он получил от хана помилование и прожил остаток жизни при его дворе. Правда это или нет, доподлинно неизвестно.
Слева: русский отряд, держащий оборону. Справа: казнь Бековича-Черкасского
Кругосветная экспедиция, 1788 год
Французский мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз пропал вместе со всеми членами экспедиции в районе острова Ваникоро группы Санта-Крус в западной части Тихого океана.
Жан-Франсуа де Лаперуз
В плавание отправилось 220 человек на двух кораблях — «Астролябия» и «Буссоль», а сама экспедиция была организована лично Людовиком XVI. Путешественники отчалили 1 сентября 1785 года и обогнули мыс Горн, побывали на острове Пасхи и в Калифорнии, после чего двинули на северо-запад. Но дальше их ожидали одни несчастья.
У берегов Аляски во время шторма в море унесло шлюпку, на которой находился 21 член экспедиции, следом на острове Самоа между командой и местными жителями произошла стычка — 12 человек погибли, в том числе и капитан «Астролябии».
«Астролябия» и «Буссоль»
В январе 1788 года корабли встретили английскую эскадру у побережья Австралии и передали письма на родину. Больше никаких вестей об экспедиции не было. Говорят, что когда Людовик XVI шел на казнь в 1793 году, то спрашивал, нет ли новостей от Лаперуза.
Кстати, в 1826 году на острове Ваникоро были обнаружены остатки некоего французского судна. Быть может, это и была «Астролябия». Местные жители рассказывали о четырех моряках, которые выжили и остались на острове, последний из них умер в 1825 году.
Гибель кораблей
Из Атлантического в Тихий океан, 1845 год
Пожалуй, фраза «как вы яхту назовете, так она и поплывет» имеет смысл. Корабли, отправившиеся в эту экспедицию, назывались «Мрак» и «Ужас». Руководил плаванием Джон Франклин — опытный моряк и полярник (ему было уже 59 лет), перед которым стояла цель освоения Северного Ледовитого океана.
«Мрак» и «Ужас»
Экспедиция вышла в море 19 мая 1845 года и исчезла, на борту было 129 человек. Когда стало ясно, что моряки не вернутся, были организованы спасательные миссии. Целых 39 штук — с 1848 по 1854 год. Все они были безуспешны, но со временем стали появляться жуткие находки: скелеты, могилы, записки, которые немного прояснили суть случившегося.
Сэр Джон Франклин
Оба корабля вмерзли в лед в сентябре 1846 года. Они не могли сдвинуться с места целых полтора года. 22 апреля 1848 года оставшиеся в живых мореплаватели решили отправиться на материк, переделав шлюпки в сани. Впереди было 2000 км — из отправившихся в путь 105 членов экспедиции не выжил никто.
Временное жилище рядом со вмерзшим в лед кораблем
Спасательная миссия обнаружила в устье реки Бак остатки экспедиции. Стало ясно, что в скором времени продовольствие моряков закончилось и люди стали есть своих погибших товарищей. Однако им это не помогло.
Поисковый отряд
Сам Франклин умер на корабле «Мрак» 11 июня 1847 года — так было сказано в записке. Корабль был найден в 2014 году, а в 2016-м нашли и «Ужас» — суда сами вырвались из плена льдов, но вскоре затонули.
Опись вещей погибших членов экипажа