РСТ: в российской гостиничной отрасли нарастает кадровый дефицит

0 45

Дефицит кадров — одна самых острых проблем российских отельеров. В сентябре 2023 года число размещенных на hh.ru вакансий в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса выросло на 40% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. А число резюме сократилось на 17%. О том, где искать квалифицированный линейный персонал для отелей, шла речь на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ) по развитию гостиничной туристической инфраструктуры.

Данные по соотношению выставленных вакансий и резюме на сессии привел глава комитета РСТ по инфраструктурным проектам, генеральный директор компании Cronwell Development Алексей Мусакин.

«В среднем на одну вакансию у нас сейчас откликаются около трех человек. Но нормой на рынке труда считается, когда на одно предложение о работе поступает 5–6 резюме. В этом случае у работодателей есть адекватный выбор, а соискатели не чувствуют острой борьбы за рабочие места, но при этом стараются быть конкурентоспособными», — сказал он.

Сейчас в большинстве регионов, по словам эксперта, соотношение вакансий и соискателей вдвое меньше нормы.

«Чуть лучше в Петербурге — 3,7 резюме на вакансию, еще лучше в Москве — 4, но это все равно ниже нормы для рынка труда. Показатель говорит об острейшем дефиците кадров в нашей сфере», — объяснил Мусакин.

РСТ: в российской гостиничной отрасли нарастает кадровый дефицит

Одна из причин — низкий уровень заработной платы. Так, в августе 2022 года средняя зарплата в сфере гостеприимства составляла в целом по стране 34 тыс. рублей при ожиданиях соискателей в 45 тыс. рублей. В сентябре 2023 года она подросла до 39,9 тыс. рублей при ожиданиях в 50 тыс. рублей.

В сентябре 2023 года в топ регионов, где предлагалась самая большая зарплата в ресторанном и гостиничном бизнесе, вошли Москва (57,4 тыс. рублей), Ямало-Ненецкий Автономный округ (53,7 тыс.), Санкт-Петербург (49 тыс.), Магаданская область (48 тыс.), Приморский край (46,1 тыс.), Мурманская область (44,7 тыс.). Правда, и это меньше ожиданий соискателей: жители, например, Москвы и Ямало-Ненецкого округа рассчитывали на 70 тыс. рублей, а Санкт-Петербурга и Магаданской области — на 60 тыс.

Больше всего в сфере гостеприимства и ресторанного бизнеса востребован линейный персонал: курьеры (3%), администраторы (2,6%), 10% приходится на официантов, барменов, поваров, хостес, бухгалтеров. Участники стратегической сессии уверены, что ситуация с кадрами вряд ли улучшится в ближайшее время. Дефицит будет нарастать, как и стоимость привлечения кандидатов в отрасль, особенно учитывая планы правительства по увеличению внутреннего турпотока к 2030 году вдвое по сравнению с показателями 2022 года.

По словам Мусакина, стоит рассмотреть вопрос о налоговых субсидиях средствам размещения на оплату персонала, особенно в высокий сезон, так как зарплаты сотрудникам с учетом налогов составляют порядка 65% от общих затрат отельеров.

По мере выхода на рынок многочисленных новых проектов в сфере туризма конкуренция за кадры будет только расти. Партнер компании Commonwealth Марина Мережко напомнила, что проекты в удаленных регионах, максимально интересные для туристов, оказываются в заведомо невыгодной позиции. Для привлечения работников отельерам здесь приходится нести не только дополнительные расходы на создание инфраструктуры для персонала, но и предлагать более высокие оклады. Это негативно сказывается на инвестиционных показателях проектов и их возможностях обслуживать кредит.

В этой связи, по словам Мережко, необходимы меры по преференциальному налоговому режиму при уплате единого социального налога (ЕСН) не только на части территорий со специальными режимами (некоторые ОЭЗ, ТОР), но и по ключевым направлениям развития внутреннего и въездного туризма, которые характеризуются высоким дефицитом кадров, на период стабилизации операционной деятельности — до 10 лет с момента ввода в эксплуатацию с применением прогрессирующей ставки.

Как считают эксперты РСТ, необходимо также создание системы краткосрочной подготовки кадров, причем с практической стажировкой в отеле, в том числе до того, как он построен. И более широкое использование формата учебных гостиниц.

Ранее в Минэкономразвития заявляли, что до 2030 года сфере гостеприимства потребуется около 400 тыс. новых сотрудников.

 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.