Секреты скрытые за иконостасом Успенского собора в Кремле
Реставрационные работы в Успенском соборе были завершены
Секреты скрытые за иконостасом Успенского собора в Кремле
Реставрационные работы в Успенском соборе были завершены, и специалисты обнаружили фрески, которые веками были скрыты за иконостасом. Эти росписи, которые, возможно, создал известный художник Дионисий, оказались настолько обширными, что покрывают практически всю гигантскую стену собора.
В начале 2017 года была начата плановая реставрация фресок Успенского собора в Москве. Внутренние стены и потолок собора были покрыты росписью, выполненной в 1640-х годах, а также были поновлены во время правления Екатерины II и Николая I, что привело к полному уничтожению позолоты.
Однако известно было, что некоторые фрагменты оригинальных фресок 1480-х годов сохранились в двух приделах, куда обычным посетителям не добраться. Они были обнаружены в 1910-х годах. Кроме того, санкт-петербургская базилика имела сведения о том, что некоторые маленькие фрагменты росписи, такие как цветы, скрываются за 16-метровым иконостасом, который был установлен во времена царя Алексея Михайловича. Известно было также, что изображение архангела Гавриила находится на одной из колонн, и его лицо и верхняя часть крыльев можно было видеть между иконами иконостаса. Но только через три года реставраторы и искусствоведы начали понимать истинную значимость этих открытий.
В начале лета 2020 года хранитель собора Алексей Барков решил изучить то, что скрывалось за иконостасом. Он удалил иконы, закрывавшие часть алтарного столпа, и обнаружил ранние росписи ангела и святого. Это была древняя фреска, особенно ценная, потому что в основном пространстве стенопись этого периода не сохранилась. В 1642 году по приказу Алексея Михайловича все фрески на видимых стенах собора были разрушены и заменены новыми. То, что было обнаружено в 2020 году, стало только началом удивительного открытия.
Под иконами верхнего яруса иконостаса оказался небольшой цикл жизни блудницы Марии Египетской, выполненный в 1643 году. Это один из самых ранних циклов этого сюжета, которые сохранились в древнерусской живописи. Расположение этих фресок на алтарной стене является уникальным. Цикл занимает верхнюю часть алтарной стены и состоит из двух сцен. На одной из них изображена первая встреча Марии и старца Зосимы в пустыне, когда старец дает ей свой плащ, чтобы прикрыть наготу. Рядом находится голова огромного льва. Вторая сцена изображает причастие Марии Египетской Зосимой.
Открытие этих фресок стало значимым открытием для искусства и реставрации. Новые детали позволяют лучше понять и восстановить историю и культуру древней Руси. Успенский собор в Кремле продолжает раскрывать свои тайны, и каждое открытие приносит новые возможности для изучения богатого наследия этого исторического места.