Сплошные секреты: изучаем 4 знаменитых триптиха Иеронима Босха и зашифрованные в них символы
Среди выдающихся живописцев Северного Возрождения Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх» занимает особое место. Искусствоведы и историки по сей день бьются над расшифровкой символов, изображенных на его картинах, пытаясь понять, кем же был Босх. Одни считают его добропорядочным католиком, другие же — приверженцем катарской ереси. «Вокруг света» неоднократно в деталях рассказывал об известных триптихах Босха, а в этом материале мы составили гид по разборам картин живописца.
Триптих «Поклонение волхвов»
Художник превратил библейский сюжет в историю о превращении неблагородных металлов в золото при помощи алхимии.
«Поклонение волхвов», 1494–1495
Некоторые исследователи считают, что художник выставил алхимиков, которых порой подозревали в ереси и подделке монет, в дурном свете с помощью их же символики. Другие сомневаются, что Босх так разбирался бы в искусстве, которое не одобрял. Алхимические образы для него — еще один символический язык, дающий новое измерение, например, евангельской истории о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу как будущему Царю Иудейскому.
Триптих «Сад земных наслаждений»
«Сад земных наслаждений», 1490–1500 (1500–1510)
«Искушение святого Антония», ок. 1501
«Воз сена», 1512–1515