Спрос на Россию у самостоятельных туристов из-за рубежа вырос на 35-40%
Путешественники стали чаще приезжать в нашу страну через агрегаторов
Спрос на Россию у самостоятельных туристов из Китая, Индии и Саудовской Аравии существенно вырос, следует из статистики Ассоциации туристических агрегаторов, которой АТАГ поделилась с Profi.Travel 12 сентября. Выяснили, куда такие путешественники едут в первую очередь, что бронируют, и какие факторы тормозят дальнейший рост турпотока.
Откуда едут в Россию
«Если этим летом число гостей из Китая, которые бронировали туры через агрегаторов, выросло на 5% по сравнению с данными за лето-2024, то на осень мы уже сейчас видим увеличение спроса на 35%», — рассказал директор Ассоциации туристических агрегаторов Александр Брагин.
По его словам, после того, как для туристов из Китая заработает безвизовый режим в России, рост спроса со стороны самостоятельных путешественников еще увеличится — до 40–45%.
Второй рекордсмен по росту турпотока в нашу страну — Индия, но только летом. С июня по конец августа самостоятельных туристов из этой страны, отметил Александр Брагин, стало на 40% больше. Значительный прирост показала и Саудовская Аравия: +20% бронирований летом 2025 года к лету-2024. Правда, осенью эти страны выпадают из топ-5, но остаются в первой десятке, показав умеренный рост (+5%).
Вместо них в первую пятерку по объему бронирований осенью войдут гости из Турции (+3%) и ОАЭ (+5%). «На перераспределение спроса оказывают влияние начало активного делового сезона», — пояснил Александр Брагин. Он подчеркнул, что пока это лишь предварительные данные, полная картина будет видна после завершения сезона.
«Рост из стран дальнего зарубежья связан с упрощением въезда — электронные визы для граждан 64 стран — и расширением авиасообщения с приоритетными рынками (Ближний Восток, Азия)», — пояснил Александр Брагин. При этом, по его мнению, сыграло роль и увеличение узнаваемости российских агрегаторов, а также продвижение через их онлайн-ресурсы внутренних туристических направлений России. «После ухода иностранных компаний российские — построили хороший конкурентный рынок внутри страны и постепенно наращивают свои мощности за рубежом», — отметил Александр Брагин.
Куда едут и что бронируют
География бронирований иностранным туристами российских регионов, по наблюдениям главы АТАГ, меняется в зависимости от времени года. Так, например, если летом на Москву приходилось каждое второе самостоятельное бронирование, то осенью — только каждое третье. Летом гости из-за рубежа активно посещали Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Казань, Волгоград, Нижний Новгород. За природой отправлялись на Байкал, в заповедники Бурятии и Иркутской области. Осенью же в число популярных локаций попал Владивосток, где проходил Восточный экономический форум. «Еще одно из топовых направлений у иностранцев на осень — Мурманск и арктические территории, где начинается сезон северного сияния. Также видим бронирования в Сочи, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге и Кавминводах», — уточнил Александр Брагин.
Он отметил, что наиболее востребованы у иностранных гостей отели категории четыре звезды — на них приходится более трети всех бронирований (35%). На втором месте трехзвездочные объекты (19%), на третьем — гостиницы пять звезд (15%). «Кроме того, мы фиксируем со стороны ближневосточных и азиатских туристов запрос на многокомнатные номера для больших семей», — добавил руководитель АТАГ.
Он отметил, что зарубежные гости ценят возможность заранее организовать трансфер, экскурсии на родном языке, наличие в гостинице англоговорящего персонала, а также наличие стандартов в обслуживании типа Muslim Friendly, China Friendly, India Friendly и др.
Что нужно для дальнейшего роста турпотока
При этом эксперты подчеркивают: для наращивания тенденции к увеличению спроса из-за рубежа, всей туриндустрии необходимо прилагать определенные усилия. Так, например, чтобы привлечь новую аудиторию, по словам руководителя онлайн-проекта Russian Expo Days, главы Центра компетенций и развития въездного туризма при Комитете по въездному туризму РСТ Инны Глушковой, необходимо работать со стереотипами, существующими о нашей стране, грамотно доносить информацию о реальной ситуации в России, о том, каким образом здесь можно расплачиваться в ресторанах и магазинах и т. д. «Туристы должны быть уверены, что путешествие окажется безопасным, они легко найдут тут блюда привычной кухни, объекты размещения обеспечат им возможность соблюдения религиозных требований, а навигация и коммуникация не вызовет сложностей», — подчеркнула она.
По ее словам, чтобы соответствовать этим условиям, требуются инвестиции и в адаптацию инфраструктуры, и в подготовку персонала. И не только в столицах. Помимо этого, необходимо сочетать грамотное продвижение разных регионов нашей страны с усилиями по их подготовке к приему иностранных туристов.
«Не хватает комплексного подхода. Если не будет турпродукта, экскурсионных программ, соответствующих потребностям и предпочтениям современных туристов, адаптированная инфраструктура не пробудит дополнительный интерес к путешествию в Россию, — отметила Инна Глушкова. — Необходимо развивать и усиливать продвижение городов и регионов, которые пока совсем не известны или очень мало знакомы путешественникам за рубежом».